Бисер на Руси
Стеклоделие издавна известно на Руси. О том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Запада и Востока свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ. На территории бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озера и от Карпат до верхнего течения Волги, археологами найдены остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт.
Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус. Изделия из разноцветных стеклянных бусинок ценились в Киевской Руси наравне с жемчугом. Первые сведения об использовании бисера в декорировании одежды относятся к IX – XII векам.
В те времена использовался очень мелкий венецианский бисер. Венеция снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету.
И в Россию на протяжении нескольких веков бисер ввозили из Венеции и Германии. Так в 1748 году было ввезено 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, а в 1752 году уже 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.
Привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. Особенно ценился очень мелкий бисер (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
Фото1. Фрагмент отделки из старинного бисера
С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Дефицит на бисер был значительным.
В этой связи М.В. Ломоносовым было начато изготовление бисера в России.
Первая попытка создать производство бисера относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовое производство отечественного бисера, ни тогда, ни, к сожалению позже не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы, что происходит и в настоящее время.
Стоили разноцветные бусинки в то время не дорого, например чтобы сделать кошелек из бисера, его надо было на две-три тогдашних копейки, а для сумочки 14-18 копеек. Поэтому материал этот полюбился всюду – и в дворянской усадьбе, и в крестьянской избе.
Фото 2. Фрагмент отделки из бисера.
Красивый и прочный бисер использовался в отделке народных костюмов (воротники, обшлага, пояса, подолы) и предметов культового назначения (оклады икон, кисти под лампадки). Изделия из бисера украшали быт помещичьей усадьбы (картины, настенные панно, предметы быта). Фантастический труд вкладывался в крупные вышивки бисером.
Крепостные мастерицы украшали вышивками диванные подушки, каминные экраны, ширмы, шкафчики, секретеры, и прочие предметы интерьера, предназначенные для украшений господских домов. Из бисера делались чехлы для зонтиков, пояса, обложки для книг и альбомов, ящички для перстней, пасхальные яйца. Бисером оплетали чернильницы, подсвечники, лотки под флаконы.
Кошелек из бисера. Середина XIX века.
Увлечение «бисерным искусством», зародившееся в России в XVII веке, продолжалось до начала XX столетия. Особой популярностью оно пользовалось в первой половине XIX века. В образцах бисерно-стеклярусных работ нашли свое отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие в России.
Бисер на нитках. 1-я половина XIX века.
«Стеклянные зерна» на Руси использовали и для отделки интерьеров. Так, «…в некоторых покоях Московского Кремля стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом...».
Стеклярус - это модификация бисера, удлиненной цилиндрической формы. Его изобрели во Франции.
Пояс из стекляруса . Середина XIX века.
Стеклярус не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которому выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название «французские обои».
Такими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный в последствии Стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.
Вторую половину XVIII до середины XIX можно назвать «Золотым веком бисера» в России. Увлечение «бисерным искусством» охватило все слои общества: крестьянки и горожанки расшивали миниатюрными бусинками и стеклярусом свои праздничные наряды. А также украшали бисером свои разнообразные по виду и форме головные уборы.
Бисер россыпь. 1-я половина XIX века.
Монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей. А также для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов.
Бисерное рукоделие пришлось по вкусу и женщинам из привилегированных сословий. Светские дамы и почтенные купчихи вышивали панно и картины. Особенное место отводилось всяким разным изящным вещам, изготавливаемым как для себя, так и в подарок.
В XVIII веке в рукоделии употреблялся бисер неровной, неправильной формы. Существовало большое различие в размерах бус. В одном и том же предмете можно увидеть бисер диаметром 0.5мм и крупные бусины, диаметр которых достигает 4мм. Обычно бисеринка тех времен представляла собой цилиндр с закругленными оплавленными краями. Количество красок ограничивается 15 -16-тью оттенками.
В первой половине XIX века бисер имел небольшие размеры правильную хорошо окатанную форму, диаметр бусин превышал их длину и составлял в среднем 1мм. Бусины отличались многими расцветками и были не только круглыми, но и гранеными. Со временем размеры бусин увеличиваются и уже во второй половине XIX века используются крупные, ровные и округлые бисерины. Стекло бусинок было «глухим» или прозрачным. Интересно, что в это время не пользовались бисером красного цвета, имелся лишь прозрачный малиновый и «глухой» кирпичный, а черный заменялся темно-фиолетовым. Встречался и необычный молочный, с розовыми полосками бисер.
Ко второй половине XIX века бисер становится настолько разнообразным по своим оттенкам, что их трудно перечислить. В 20-е годы девятнадцатого столетия появляется металлический бисер граненой и круглой формы медного, позолоченного и стального цветов.
На рубеже XX века излюбленными оттенками являются черные граненый бисер и стеклярус, а также мелкий стальной бисер.
Кустарная промышленность России выпускает в это время крупные бусины как из цветного, так и из бесцветного стекла с последующей окраской, крупный и мелкий бисер из бесцветного стекла с внутренней окраской отверстия для нитки «золотом» и «серебром».
Не только дворяне наслаждались переливами красок стеклянных бусин. Без бисера невозможно представить и народный костюм многих районов России. Свой наряд девушки и женщины обычно делали сами долгими зимними вечерами, а праздничная одежда передавалась из поколения в поколение, обогащаясь новыми узорами и дополнениями из долговечного, не терявшего свою яркость бисера.
Возможность непосредственного общения с произведениями искусства – одна из наиболее ценных особенностей изделий из бисера и стекляруса.
По материалам статей:
1. Э.Н. Литвинец , «Сделай сам. N2, 1992г.,
2. Светланы Плешаковой «ХОББИ ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРОЙ», «КРУГ ЖИЗНИ» N16,6октября 2000г.
3. Елены Артамоновой "Украшения и сувениры из бисера".