Из истории бисера
История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.
Первыми украшениями, которыми человек украшал себя в древности, были бусы. По данным ученых первые бусины в виде ракушек с проделанными в них острыми камнями отверстиями появились 75 тысяч – 100 тысяч лет назад, и считаются первым ювелирным изделиям созданным человеком.
Около 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие, и появились бусы разных форм и размеров. Со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстием для продевания нитки.
Его название происходит от арабского слова «БУСРА» (или «БУСЕР»), что означало «фальшивый жемчуг».
Мелкие бусинки из цветного стекла впервые появились в Древнем Египте, и украшали одежду фараонов. Их производство находилось на достаточно высоком уровне. Известны они были и у Древних Греков и в Африке, где они служили разменной монетой. Кочевые племена Сарматов и Скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.
Многие народности считали изделия, изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих.
Наибольшее развитие искусство изготовления изделий из бисера получило в первой половине XIX столетия. В Европе и России из бисера плели украшения, использовали в ткачестве, вязании и вышивке. Техника изготовления изделий передавалась из поколения в поколение.
Способ производства бисера
В древности бусы изготавливали, вытягивая нити из расплавленной стеклянной массы с помощью прутика. Затем нить навивали на тонкий стержень, который затем извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву и обрабатывали вручную, что бы придать ей нужную форму.
В дальнейшем бисер и бусы делали из пустотелых трубочек постоянного диаметра и заданной толщины.
Разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью. После затвердевания бисер нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности. Потом с помощью полировального порошка возвращали бисеру блеск, утраченный при нагревании.
Окрашивание стекла производится путем добавок различных солей металлов в расплавленную стеклянную массу.
Во второй половине XIX века были изобретены машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера.
Где производили бисер
С начала бисер изготавливали в стеклодельных мастерских в Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а потом пришло в Венецию.
Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Здесь изготавливали различного вида сосуды, зеркала, пуговицы, бусины и бисер.
С XII на острове Мурано выпускался бисер хорошего качества, многих цветов и оттенков, различной степени прозрачности стекла и отлично калиброванный.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка. Особенно ценился очень мелкий (0.5мм) и блестящий бисер , парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
Стекольное производство на острове Мурано существует до сих пор, но бисер и бусины изготавливаются в штучном виде и продают по очень высоким ценам.
В конце XVIII века началось изготовление бусин и бисера в Германии. Здесь изготавливали бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора.
Шлифовали бисер в Богемии (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла. Начало чешского стеклоделия относится к средним векам. В конце XVII начале XVIII века здесь изготавливали бусы, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус.
В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, богемское стекло тугоплавкое. Стеклоделы Богемии создали свою технологию стекла, в состав которого добавляли вместо соды, секреты изготовления которой строго соблюдали венецианцы, древесную золу – поташ. Отсюда и пошло название - «лесное» стекло. Оно тверже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой.
Благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.
Родиной бисера из золота, серебра и других металлов является Париж.
ФРАНЦУЗСКИЙ БИСЕР
В небольшом французском городке Во-ан-Велане, расположенном недалеко от Лиона расположена единственная в Европе мастерская по производству бисера. Но бисер особенный! Именно за ним едут сюда целые делегации, порой возглавляемые даже вождями племен индейцев, живущих в Андах и в прериях Северной Америки. Бисер, произведённый в Во-ан-Велане, по легенде приносит счастье. Заказы на изготовление специальных бусин и бисера идут из Гайаны, Того, Индии, Бирмы, Канады и Центральной Америки.
Мишель Сальвадори - владелец мастерской, строго хранит тайны, доставшейся ему технологии 500 летней давности. За год из этой мастерской выходит 100 тонн бисера. В мастерской нет ни компьютеров, ни автоматических линий, все делается практически вручную, при помощи горна, которому уже почти сто лет. Только на последней стадии сам хозяин вносит в продукцию секретные добавки, придающие ей окончательный цвет. Затем следует процесс шлифовки, по старинным технологиям.
Бисер Мишеля Сальвадори остается таким, каким был еще 500 лет назад.